• Просмотров: 3142  
  • Раздел: Турбины  
  • Комментариев: 0  

Перспективное направление развития энергетики связано с газотурбинными (ГТУ) и парогазовыми (ПГУ) энергетическими установками тепловых электростанций. Эти установки имеют особые конструкции основного и вспомогательного оборудования, режимы работы и управления. В последние годы были усовершенствованы методы расчета тепловых схем и элементов ГТУ и ПГУ с применением математического моделирования и компьютерной техники. В настоящее время значительное внимание уделяется прогрессивным технологиям сжигания топлива в камерах сгорания ГТУ и улучшению экологических показателей установок. При создании газовых турбин используются новые материалы, улучшаются системы охлаждения их элементов, применяются конструктивные схемы с повышенными значениями давления воздуха после компрессоров, с его промежуточным охлаждением, промежуточным перегревом газов в газовых турбинах, используются регенеративные циклы и схемы с впрыском пара и воды в ГТУ.
Постоянно совершенствуется паровой цикл ПГУ, осуществляется переход к двухконтурным и трехконтурным котлам-утилизаторам с промежуточным перегревом пара. Для стабилизации параметров и повышения мощности установки используется дожигание топлива. Схемы применяемых ПГУ различаются как по составу, так и по технологическому процессу. В отличие от паросиловых установок ГТУ и ПГУ характеризуются значительной чувствительностью к изменению параметров наружного воздуха, что обнаруживается при анализе их показателей.

 

 

2002 год


  • Просмотров: 1141  
  • Раздел: Турбины  
  • Комментариев: 0  

Одно из наиболее радикальных направлений повышения надежности и экономичности . турбин, работающих на влажном паре,— это применение различного типа сепарационных устройств. Действительно, уменьшение количества влаги в проточных частях турбин приводит к уменьшению эрозии вращающихся лопаток и неподвижных деталей, снижает заброс частоты вращения ротора турбины при резком уменьшении нагрузки и испарении пленок жидкости с поверхностей элементов турбины и перепускных патрубков, уменьшает нестационарные пульсации скоростей и давлений паровой фазы, повышает экономичность ступеней, входных и выходных патрубков турбины. Проблемы повышения экономичности и надежности турбин влажного пара особенно остро встали в последнее десятилетие в связи с бурным развитием атомной энергетики на базе водо - водяных и кипящих реакторов. Процессы расширения водяного пара в таких турбинах начинаются, как правило, с линии насыщения и при отсутствии промежуточного перегрева происходят в двухфазной области состояний. С целью уменьшения влажности используются как выносные сепараторы-перегреватели, так и развитая система сепарационных устройств внутри проточных частей турбин (из полых сопловых лопаток и из пространства над рабочими решетками ступеней). Интенсивное увеличение установленной мощности АЭС в СССР и других странах, а также значительный рост единичных мощностей турбин постоянно повышают требования к эффективности сепарационных устройств. Проблемы сепарации также весьма актуальны в транспортной энергетике, химической и газовой промышленности и других отраслях техники.

 

 

1980 год


  • Просмотров: 908  
  • Раздел: Турбины  
  • Комментариев: 0  

Атомные электростанции (АЭС) играют все большую роль в энергетике Советского Союза и многих других стран. Вследствие этого возрастают требования к надежности и технико-экономическим показателям турбоустановок АЭС, конструкция и режимы эксплуатации которых имеют особенности, связанные со спецификой получения пара на АЭС.
В настоящее время теоретические основы и опыт создания и освоения турбинного оборудования для АЭС в значительной мере обобщены. Специалистам по созданию, наладке и эксплуатации турбоустановок АЭС известны книга сотрудников ХТГЗ и ЦКТИ под ред. Ю. Ф. Косяка «Паротурбинные установки атомных электростанций», вышедшая двумя изданиями книга Б. М. Трояновского, работы М. Е. Дейча и Г. А. Филиппова, И. И. Кириллова и Р. М. Яблоннка], Г. А. Филиппова, О. А, Поварова и В. В. Пряхина и других в области газодинамики двухфазных сред, исследования и расчетов турбин влажного пара. Вопросы режимов работы турбоустановок АЭС рассматриваются в работах Г. С. Самойловича и Б. М. Трояновского, Ю. Ф. Косяка, В. Н. Галацана и В. А. Палея, В. А. Иванова и др.

 

 

1986 год


  • Просмотров: 1259  
  • Раздел: Турбины  
  • Комментариев: 0  

Курс «Паровые и газовые турбины АЭС» читается для студентов вузов специальности «Атомные электростанции и установки». В некоторых вузах этот курс носит иное название, например «Турбины АЭС». Изучению этой дисциплины, выполнению курсового проекта по паровым турбинам, а также раздела «Турбоустаповка АЭС» дипломного проекта и посвящен данный учебник. В имеющихся учебниках по паровым и газовым турбинам и паротурбинным установкам, как правило, особенностям турбин и турбоустано-вок АЭС, их конструкциям, схемам, методикам расчета уделяется относительно небольшое место. В данном же учебном пособии главным образом рассматриваются влажно-паровые турбины, используемые в настоящее время в атомной энергетике. В книге представлен, однако не столь детально, материал по паровым турбинам, применяемым на АЭС с реакторами на быстрых нейтронах, и газовым (гелиевым) турбинам.
При анализе ряда вопросов, главным образом, при рассмотрении теплового цикла, гурбоустановки в целом и вспомогательного оборудования материал книги перекликается с соответствующими параграфами учебника по общему курсу «Атомные электростанции» , который обычно читается студентам позже курса «Паровые и газовые турбины АЭС». Отсутствие этих вопросов в данной книге нарушило бы цельность изложения.
Книга предназначена для студентов старших курсов втузов, обучающихся по специальности «Атомные электростанции и установки» и может быть полезна для выполнения курсовых и дипломных проектов. Для лучшего восприятия теоретического материала и получения навыков его практического использования приводится ряд примеров, в частности пример детального расчета турбины насыщенного пара мощностью 1 млн. кВт. Предполагается, что читатель знаком с базовыми дисциплинами или некоторыми их разделами — термодинамикой, основами теплопередачи, теоретической механикой, механикой жидкости и газа (или гидрогазодинамикой), сопротивлением материалов.
Книга может использоваться студентами и ряда других специальностей — по тепловым электростанциям, турбиностроению, судовым энергоустановкам, может быть также полезна широкому кругу инженеров, занимающихся атомной энергетикой, энергомашиностроением и др.

 

1985 год


  • Просмотров: 756  
  • Раздел: Турбины  
  • Комментариев: 0  


Предлагаемая читателю книга посвящена ГТД — одному из самых молодых и перспективных тепловых двигателей. В состав ГТД входят как минимум газовая турбина, компрессор и подогреватель рабочего тела (камера сгорания, ядерный реактор и др.). Иногда в ГТД включают теплообменники: воздухо- или газоподогреватели, воздухо- или газоохладители и т.п. Агрегат в целом называют газотурбинным двигателем (ГТД) или газотурбинной установкой (ГТУ). Первый из этих терминов относится обычно к авиационным и транспортным машинам, второй — к стационарным. Газотурбинной установкой называют также силовую установку, состоящую из ГТД, вспомогательного оборудования, воздухоза-борного устройства с фильтром и шумоглушителем, газоотводящего тракта с теплоутилизационным оборудованием и др. За сравнительно короткий период, отсчитываемый с послевоенного времени, ГТД прошел сложный путь развития. Наряду с крупнейшими успехами в авиации, где он практически полностью заменил поршневой двигатель внутреннего сгорания (ДВС) и достиг высокой степени совершенства, наряду с большими успехами в газовой промышленности, где он представляет собой основной и постоянно совершенствующийся тип газоперекачивающего оборудования на газопроводах, наряду с определенными успехами в судостроении ГТД имеет весьма скромные достижения в энергетическом машиностроении, еще меньшие — в автомобилестроении. Медленная реализация достоинств ГТД объясняется не только относительной сложностью научных и технических проблем, которые для этого приходится решать, но и субъективными причинами организационного характера, а также недоверием возможных заказчиков к перспективным достоинствам энергоустановок нового типа при наличии достаточно эффективного, хотя и ограниченного в своих потенциальных возможностях существующего энергооборудования.
Одной из задач этой книги явилось объяснение истинных технико-экономических возможностей ГТД и ГТУ, показ необходимости более серьезно относиться к этим возможностям. К одной из объективных причин недостаточного развития ГТУ обычно относят низкую топливную экономичность или, другими словами, большой расход топлива по сравнению с установками и двигателями других типов: паротурбинными установками (ПТУ) электростанций, ДВС локомотивов, колесных и гусеничных машин и т.д. 

1986 год


  • Просмотров: 1166  
  • Раздел: Турбины  
  • Комментариев: 0  

В каталог включены газотурбинные энергетические и технологические установки, а также газона» утилизационная бескомпрессорная турбина (ГУ15Т), утилизирующая энергию газов под колошником доменной печи.
По каждой установке указаны назначение, краткое описание конструкции, габаритные размеры, технические характеристики, завод-изготовитель. Номенклатура н данные по оборудованию, выпускаемому заводами-изготовителями и предназначенному для внутрисоюзных поставок, приведены по состоянию на 1 января 1985 г.
Для каждой газотурбинной установки дано кодовое обозначение изделия по Общесоюзному классификатору промышленной и сельскохозяйственной продукции (Код по ОКП) Госплана СССР, Госстандарта СССР и Мннэнергомаша СССР (Ленинград, Рио НПО ЦКТИ, 1978) и индекс Универсальной десятичной классификации (УДК).
Каталог составлен НПО ЦКТИ им. И. И. Ползунова по материалам, представленным Производственным объединением атомного турбостроения «Харьковский турбинный завод» им. С. М. Кирова (ПО «Турбоатом»), производственным объединением «Турбомоториый завод» (ПО «Турбомоторный завод» им, К. Е, Ворошилова), производственным объединением турбостроения «Ленинградский Металлический завод» (ПО «Ленинградский Металлический завод») и Дальневосточным заводом энергетического машиностроения (Дальэнергомаш).
Материалы каталога подготовили 10 Г. Кореов, Вг Б. Федченко, В. А Калинкевич. Раздел «Газотурбинные установки для привода генераторов зарубежных фирм» подготовлен Н. А. Меняйловой.


  • Просмотров: 909  
  • Раздел: Турбины  
  • Комментариев: 0  

 

Основной тенденцией развития авиадвигателестроения является непрерывное повышение температуры газов перед турбиной, что обуславливает повышение требований к конструкции, надежности и ресурсу лопаток, дисков, валов и др. деталей, испытывающих высокие термомеханические циклически изменяющиеся нагрузки. Возрастающие требования к надежности и ресурсу ГТД и безопасности полетов летательных аппаратов предопределяют разработку, создание и применение в их производстве качественно новых технологий, обеспечивающих значительное повышение надежности и ресурса наиболее ответственных деталей. К таким технологиям в производстве лопаток турбины может быть отнесено изготовление заготовок на основе систем быстрого прототипирования, монокристаллическое литье, обработка рабочих поверхностей хвостовика и бандажных полок методом глубинного шлифования, защита проточных и внутренних поверхностей охлаждаемых каналов лопаток от газовой коррозии, окисления и воздействия высоких рабочих температур за счет применения современных методов нанесения покрытий. Поэтому своей основной задачей авторы считали систематизацию, обобщение, анализ и изучение влияния прогрессивных технологий изготовления лопаток турбины из никелевых жаропрочных сплавов на их надежность и ресурс.Направленная и монокристаллическая структура рабочей охлаждаемой лопатки ГТД позволяет повысить рабочую температуру лопаток на 80 ... 120° С по сравнению с лопатками, имеющими равноосную структуру. При этом температура газа перед рабочей лопаткой первой ступени на современных двигателях может повышаться до 1800°С. Преимущество изделий, полученных направленной кристаллизацией, по сравнению с обычным литьем заключается в том, что выстраивание границ зерен вдоль оси действующих напряжений (направленная структура) или устранение границ зерен (моносфуктура) увеличивает пластичность металла при повышенных температурах, а также повышает длительную прочность сплавов. Управление процессом направленной кристаллизации позволяет задавать необходимую аксиальную и азимутальную ориентировку кристаллической решетки сплава и за счет этого значительно увеличивать сопротивление термической усталости, что принципиально важно для деталей, работающих при повышенных температурах.

 

2003 год


  • Просмотров: 2054  
  • Раздел: Турбины  
  • Комментариев: 0  

Большие задачи, стоящие перед работниками электростанций по бесперебойному обеспечению электрической и тепловой энергией непрерывно растущих потребностей народного хозяйства СССР, требуют повышения технического уровня эксплуатации, сокращения продолжительности ремонта и увеличения межремонтных сроков работы энергетического оборудования.
Паровые турбины являются одним из наиболее сложных видов современного энергетического оборудования; они работают в сложных условиях эксплуатации, вызванных большими скоростями вращающихся частей, большими напряжениями в металле, высокими давлениями и температурами пара, вибрациями и другими особенностями. Условия работы турбоагрегатов особенно усложнились в связи с переходом на высокие (100 aт и 510° С) и сверхвысокие (170—255 ат и 550— 585° С) параметры пара и увеличенные единичные их мощности (300, 500, 800 МВт); за счет ввода таких агрегатов в составе энергоблоков планируется и осуществляется в СССР дальнейшее развитие тепловых электрических станций. Применение особых высококачественных легированных сталей для изготовления цилиндров, роторов, паропроводов, арматуры и крепежа, значительный рост габаритов, усложнение конструкций отдельных механизмов, узлов и деталей основного и вспомогательного оборудования, средств защиты и автоматики определяют особенности технологии и высокие требования к правильной организации и качественному выполнению ремонта современных паровых турбин. Эти требования поставили перед ремонтниками ряд новых задач, с решением которых им не приходилось сталкиваться при ремонте паротурбинного оборудования низких и средних параметров пара. В настоящее время от персонала, занятого ремонтом паротурбинного оборудования электростанций, требуются не только хорошие знания конструкций и устройств турбины, понимание назначения отдельных узлов и деталей ремонтируемой установки, но и правильное применение при ремонтах металлов и материалов в соответствии с их назначением, свойствами и условиями работы, знание технологии производства разборочных и сборочных работ, знание допустимых изменений размеров деталей, положений и зазоров, умение определять степень и причины износов, выбирать правильные методы восстановления и т. д.




  • Просмотров: 2191  
  • Раздел: Турбины  
  • Комментариев: 0  


Справочник содержит технические данные по паровым турбинам, электрическим генераторам, конденсационным устройствам и вспомогательному оборудованию паротурбинных установок, предназначенных для тепловых электрических станций.
Справочник предназначен для теплотехников, занимающихся проектированием и эксплуатацией турбинных установок тепловых электростанций и для студентов энергетических специальностей.

 

 

1961 год


  • Просмотров: 1331  
  • Раздел: Турбины  
  • Комментариев: 0  

В книге рассмотрены основные показатели экономичности и тепловые характеристики паротурбинных установок различных типов. Даны руководящие указания по организации и проведению теплового испытания этих установок на электростанциях, включая испытание центробежных электро- и турбонасосов.
Книга является практическим пособием для технического персонала служб наладки и испытаний при энергоуправлениях и на электростанциях, а также специализированных организаций и может быть полезной для студентов теплоэнергетической специальности, знакомых с основами теории и конструкции паротурбинных установок.

 

 

 

1961 год